понедельник, 6 октября 2014 г.

Жизнь садовода


Садовод – это призвание. Некоторые даже считают, что это диагноз. Глядя на себя со стороны, я понимаю, что в чём-то они правы. Вы давно перечитывали Карела Чапека, его «Год садовода»? Если давно, позвольте освежить память.


«Скажу еще, как узнать настоящего садовода.
— Обязательно приходите ко мне, — говорит он. — Я хочу показать вам свой сад.
Вы пришли к нему, чтобы сделать ему приятное, и обнаруживаете его заднюю часть, воздвигающуюся где-то между многолетниками.
— Иду, — кидает он через плечо. — Только посажу вот.
— Ради бога, не беспокойтесь, — любезно отвечаете вы.
Через какое то время он, видимо, кончил сажать, во всяком случае, выпрямился, испачкал вам руку и, весь сияя гостеприимством, говорит:
— Пойдемте, я покажу вам. Садик небольшой, но… Минуту! — прерывает он сам себя и, наклонившись над куртиной, выдергивает несколько травинок. Господи, забыл здесь разрыхлить!
Спохватившись, он опять начинает рыться в земле…
Тут вы уходите на цыпочках, предоставляя его задней части возвышаться среди многолетников».
К. Чапек

Весна у меня начинается в феврале. Часами я сижу, обложившись пакетиками с семенами, рулонами миллиметровой бумаги, на которой начерчен план участка, и садовыми дневниками за три прошедших года. Все подоконники уставлены ящиками, ящичками и плошками с рассадой. Кошки безжалостно изгоняются из дома, чтобы не рылись в земле, этим ежедневно занимаюсь я сама.  (Кстати, окна я мою только в мае, когда вся рассада переезжает в сад). 


В холодильнике тоже какие-то контейнеры с намоченными семенами. Периодически я ныряю в погреб проверить, как там поживают мои луковицы и корешки.

И вот у всех нормальных людей наступает настоящая весна. Все радуются солнышку, а я жду, когда же оно спрячется за тучи, а ещё лучше пойдёт мелкий дождик, чтобы уже, наконец, вынести свои сокровища с подоконников в сад и начать их высаживать.
Первомай. Думаю, дачникам и садоводам нет нужды пояснять, что это значит в нашей жизни. «Мир, труд, май» - лозунг всех дачников нашей страны. Посадки, пересадки, подготовка грядок и прочее, прочее, прочее.

Весенние хлопоты позади, наступило лето. Но и тут садовод не сидит на месте. Выйдя утром в сад нарвать зелени к завтраку, я возвращаюсь в дом затемно. Здесь подправить, там порыхлить, подвязать, обрезать, собрать – и так до вечера. 
Взяла себе за правило: гуляя с детьми не думать о саде. И тут же его нарушила. Я помогаю детям узнавать растения и насекомых, рассказываю им о ядовитых цветах и съедобных ягодах. Вместе с детьми мы ведём календарь погоды, следим за ростом новичков в саду, фотографируем всё и всех.


А какое счастье доставляет садоводу приезд гостей в сад. Первым делом я тащу гостя к дальней разводочной грядке, где высажены на карантин все новинки нынешнего сезона. Затем тычу пальцем в заросли и уговариваю его разглядеть там совершенно дивный дикорос, который занесло ветром в мой сад. Потом, конечно, мы возвращаемся к столу, но все разговоры продолжают вертеться вокруг садово-огородной темы. Уезжая от нас, гость полностью подкован в вопросах садоводства, прогнозах погоды и видах на урожай, с охапкой цветов и с полными сумками различных овощей.

А вот нашим домочадцам от нас достаётся, особенно мужской половине. Вскопать, окучить, пересадить дерево на полметра в сторону, передвинуть бак или даже теплицу на те же полметра. Но самая трудная для них работа – это оценивать наши старания и достижения, естественно, только положительно.

Осень: «нивы сжаты, рощи голы»,  урожай собран, семена высушены и разложены по пакетикам, земля укрыта толстым слоем мульчи. Но до зимы ещё далеко. И тут приходит праздник урожая, а с ним и ярмарки. Выезжая на сельскохозяйственную ярмарку первые полчаса, я уговариваю себя ничего не покупать. Только посмотрю одним глазочком и всё.

 Домой возвращаюсь с полными руками горшочков и пакетиков, оправдывая себя тем, что купила именно те растения, о которых я мечтала всю жизнь. Бегом в сад, отгребаю мульчу с клумбы и сажаю, сажаю, сажаю. Затем с гордостью демонстрирую новые посадки своим близким. (В этом году приобрела несколько гейхер. Рассказывая о них, я несколько раз упомянула название, муж попросил не выражаться хотя бы при детях. )


Заканчивая сезон, я даю себе клятвенное обещание больше ничего и никогда не покупать для сада и огорода. И вы мне поверите?







1 комментарий:

  1. Ну замечательно! А главное правдиво! Спасибо большое. Прочитаю мужу, посмеемся вместе. Все один в один!

    ОтветитьУдалить