четверг, 11 сентября 2014 г.

Самостоятельный сад


Для того чтобы мечта сбылась, нужно чётко представлять, чего же хочешь в итоге. Я мечтала о собственном доме, большой семье и самостоятельном саде. Первые две мечты сбылись в полной мере, а что же такое самостоятельный сад?
Сад, в моём понимании, это кусочек природы, окружающий дом. Такой сад живёт самостоятельной жизнью, не требуя нашего постоянного присмотра. 
В статье «Сад ОЧЕНЬ лёгкого ухода» я уже приводила основные принципы создания такого сада. На первоначальном этапе закладки сада, конечно, нужно приложить некоторые усилия, обустроить всё таким образом, чтобы впоследствии сад зажил самостоятельной жизнью. Все проблемы, ну или почти все, решались бы как в природе, без человеческого вмешательства.

Теперь хочу поделиться тем, что у меня получилось на практике.

Наш дом условно делит участок на три части: перед домом – большой палисадник и хозяйственный двор, за домом – цветники, детская площадка и огород, а слева от дома – тот самый сад. Сад небольшой, около двух соток, с востока затенён высокими деревьями, остальная площадь – на солнце.

Взрослые деревья – ель, яблоня, черемухи, рябины – нам достались в наследство вместе с участком, им уже более 30 лет. В их тени хорошо себя чувствуют тенелюбивые растения. 

Так как сад изначально был задуман как плодовый, мы посадили смородины, вишни, малину и ранетку. Недавно к ним добавила иргу, калину Бульденеж, сирень венгерскую и чубушник. Не обошлось и без курьёзов. Ранетка, распустившись, оказалась липой, а маленькая рябинка, посаженная рядом с елью, планировалась как вторая опора для гамака. Могу себе представить через сколько лет я смогу отдохнуть в том гамаке.

Над стилем сада долго не раздумывала: раз кусочек природы, значит и посадки не регулярные. А вот с цветниками пришлось повозиться.

Чтобы избежать лишней прополки нужно чётко разграничить клумбы и газон. Для этого я выбрала бордюр из кирпича. Сначала сделала в центре круглую клумбу, но она больше походила на колодец или очаг для костра. Долго не могла придать ей нужную форму, перекладывала несколько раз. В итоге получилась вот такая замысловатая фигура. Две другие клумбы просто повторили её форму.

Переделка центральной клумбы

С цветовым решением тоже были сложности – как любому начинающему садоводу мне хотелось и то и это.  В результате остановилась на белом цвете и близких к нему пастельных тонах. Лишь во время цветения пионов, сад раскрашен всеми оттенками красного и малинового.


Цветение пионов

Все цветы с самого начала я выбирала по принципу неприхотливости и длительности цветения:
-на весну: мускари, маргаритки, тюльпаны, нарциссы, различные луки;
-в начале лета цветут ирисы бородатые, люпины, пионы, дельфиниумы,
-во второй половине лета – лилии, флоксы, просвирник, пиретрум, ромашки.
Очень удачно насеялись дикоросы: кипрей, купырь, льнянка.   

Газонную траву, выросшую из-за моей неопытности неопрятными клочками, постепенно заменяю на клевер. Также я не против будры плющевидной и мальвы незамеченной, которые появились на лужайке сами. Лужайку из клевера нужно косить значительно реже, по сравнению с настоящим газоном, и выглядит клевер всегда ярко и сочно, даже в сильную засуху. Я кошу 3-4 раза за сезон (в среднем 1 раз в месяц). Скошенную траву сразу же раскладываю на клумбы в качестве мульчи.

Новая клумба

Много ещё предстоит сделать, многое хочется добавить. Продолжаю заполнять клумбы многолетниками (для осеннего цветения хочу добавить многолетние астры, лиатрис и хризантемы). В школке подрастают дерен белоокаймлённый и хосты.  И, как я теперь понимаю, хвойных много не бывает. Да и с гамаком хотелось бы решить вопрос, возможно, установим большие качели.

Несмотря на незавершённость работ, сад уже сейчас представляет собой единое целое. И его самостоятельность растет из года в год. Я спокойно могу оставить сад на какое-то время, не опасаясь, что без полива, прополки, опрыскиваний в моё отсутствие с садом что-то случится. И даже никуда не уезжая, в саду, в первую очередь, я хочу отдыхать и радоваться жизни в кругу своих близких. 

Белый сад


Если не брать во внимание посадку новых растений, то картина работ в саду выглядит так:
-НЕ поливаю, НЕ удобряю и НЕ пропалываю - я искоренила эти работы с помощью мульчирования и задернения,
-лужайку скашиваю 3-4 раза за сезон,
-ранней весной провожу обработку смородины от вредителей: выламываю заражённые клещом почки и вырезаю старые ветки,
-осенью вырезаю и пригибаю малину,
-собираю урожай по мере созревания, но это уже скорее не работа, а удовольствие.

Вот, пожалуй, и всё. То есть, не будь мой сад плодовым, в нём нужен был бы только покос.

Таким образом, изначально чётко обрисовав цели и задачи, в итоге я получила то, о чём мечтала - самостоятельный сад.

Следующим моим желанием стала закладка подобного сада на другой половине участка. Но там уже нет плодовых деревьев и кустарников, только декоративно-лиственные и декоративно-цветущие. Основная задача вновь заложенного сада - это украшение придомовой территории и прикрытие большого огорода от взглядов и ветров.

С декоративными кустарниками эта задача значительно упрощается, т. к. при современном разнообразии видов и сортов, можно подобрать подходящие для композиций кустарники по высоте, по цвету листвы и по окраске и времени цветения.

Пока мой сад подрастает, предлагаю ВАМ В ПОДАРОК бесплатную книгу: 
"20 ярких морозоустойчивых кустарников для вашего сада"



Желаю вам удачи в создании самостоятельного сада!




Комментариев нет:

Отправить комментарий