воскресенье, 26 октября 2014 г.

Стиль или стилизация. Авторский сад


(Планирование сада
на примере одного участка. Часть 3)

Выделив на плане участка основные функциональные зоны, можно приступать к следующему этапу планирования: выбору стиля сада.

У каждого садового стиля существует набор определённых черт:
-архитектурно-планировочное решение,
-характерная колористика,
-растительное наполнение,
-специфические элементы декора.
Из этого и складывается тот или иной садовый стиль, узнаваемый и неповторимый.

Но и здесь ландшафтные дизайнеры не пришли к единому мнению. Например: не прекращаются споры о русском садовом стиле, что это такое и существует ли он вообще, как явление.

Прочитав множество статей по этой теме, и просмотрев огромное количество фотографий частных и знаменитых садов, я пришла к выводу, что на моём участке невозможно в полной мере воссоздать ни один из стилей. На это существует несколько причин.

1. Окружение.

Невозможно на отдельно взятом участке сделать японский сад, когда из-за забора  выглядывают соседские сараи с шиферными крышами. Также не получится открытый сад Пита Удольфа в пространстве, ограниченном забором из профлиста.

2. Стиль дома.

Ландшафтные дизайнеры часто упоминают, что стиль сада может быть продиктован стилем дома. Ну какой стиль может продиктовать длинное узкое прямоугольное строение из красного кирпича с металлической крышей? (Когда моя мама увидела наш дом в первый раз, она назвала его бараком). Необходимо было дополнить отделку дома какими-то деталями: построить крыльцо, сделать наличники на окнах, или перекрасить крышу. Мы были не готовы к этому.

3. Потребности семьи.

Сложно себе представить ярко-синий бассейн посреди Версаля. Конечно, соседские сараи и бассейны можно скрыть за высокими деревьями и кустарниками. Но, во-первых, придётся долго ждать, пока они вырастут на достаточную высоту. Во-вторых, центр моего участка занимает  немаленький огород, избыточная тень от деревьев не пойдёт ему на пользу.

4. Климатические условия.

Приходится считаться с суровыми природными условиями, в которых мы живём. Ну не растут в Сибири самшиты и пальмы. Розы на зиму необходимо тщательно укрывать, многие растения, многолетние по своей природе, в условиях Сибири выращиваются как однолетники. На это приходится ориентироваться при выборе того или иного растения.


5. Соразмерность материальных затрат.

Было бы смешно и неразумно в целях соблюдения характерных черт того или иного стиля притащить на участок мраморную античную скульптуру или многотонный валун. Ещё более нелепо будет смотреться их имитация из гипса. Нужно исходить из реалий нашей жизни и не замахиваться на невыполнимое.

6. Размеры участка.

Конечно, можно высадить на 6-8 сотках липовую аллею. Но тогда на таком участке вряд ли поместится что-то ещё. И потом, как к этому отнесутся соседи?

7. Желания.

Это, пожалуй, самый важный из перечисленных пунктов. Мне хотелось всё и сразу. И японский чайный домик, и готический замок, и партер из роз. Зная себя, я точно понимала, что пройдёт ещё какое-то время, и мне захочется чего-то совсем другого. Остановиться на каком-либо одном стиле было невозможно.

Вот по этим причинам и родилась идея разделения сада на «зелёные комнаты». И здесь уже речь не идёт о стилях, здесь можно применить упрощённое понятие – стилизация*.
Зачастую, в понятии «стилизация» присутствует и авторское прочтение того или иного стиля. А так как, создавая собственный сад, мы являемся его авторами, то именно это и определяет будущий вид нашего сада.

Итак, опираясь на специфические черты того или иного стиля, мы создаём свой, неповторимый, авторский сад.

-----------------------------------------------------------------

* СТИЛИЗАЦИЯ — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или определенной социальной среды, исторической эпохи. Подражание с целью воспроизведения форм какого-либо стиля.



Комментариев нет:

Отправить комментарий