четверг, 2 апреля 2015 г.

Как победить «сажальную» болезнь


Каждый год даю себе клятвенное обещание не покупать и не сажать ничего лишнего. Беда только в том, что никак не могу определиться с критериями этого «лишнего». Настала пора окончательно победить в себе «сажальную» болезнь. Но как это сделать?

Все растения хороши по-своему, у каждого из них есть замечательные качества:
-берёзы любят пить воду и предохраняют участок от избытка влаги,
-ивы быстро растут,
-яблони дают урожай,
-хвойные украсят участок зимой,
-крокусы и подснежники порадуют ранней весной,
-вербены и колокольчики такие романтичные,
-астры и хризантемы завершат сезон,
-розы … ну куда ж без роз.

И всего этого хочется побольше! А в продаже появляются всё новые и новые растения: сангвинария, вульфения, пельтифиллум, хелоне – даже слов таких раньше не слышала. А у каждого вида выводят всё новые и новые сорта.
И всё хочется попробовать вырастить, узнать как оно цветёт, удивить гостей и не отстать от соседей.

Однажды увидела у соседки совершенно сказочное растение: на одном кустике одновременно распустились розовые и жёлтые цветы. Внешний вид просто необыкновенный, а запах …
Стала спрашивать и искать. В результате, теперь я обладательница заветного пакетика с семенами мирабилиса. А вот, зачем он мне? Жёлтого цвета в моём саду практически нет, значит придётся посадить ещё что-то жёлтое для переклички. И так всегда! Сначала вижу, покупаю/сажаю, а потом думаю «зачем?».

Ну не могу я жить без форзиции, скумпии и веерного клёна! И ничего, что они в сибирском климате не выживают. А фрезия? Её аромат я помню с детства (старшая сестра работала в тепличном хозяйстве). И конечно, я покупаю фрезию.

А участок не резиновый! Вместить все мои «хочу» просто невозможно; может и хорошо, что многие из них не выживают – место освобождается для нового.

В прошлом году меня сильно отрезвила пересадка сразу сорока растений разных видов, нужно было в срочном порядке расчистить площадку под строительство. Стройка, конечно, была запланирована заранее, с зимы. Но весной есть считаные недели, когда взрослые растения смогут достаточно легко пережить пересадку пока в почве достаточно влаги и не наступила жара.  Вот и пришлось мне произвести эти авральные работы. И наибольшие сложности мне доставила не сама пересадка, а поиски свободных мест и подходящих условий для этих сорока переселенцев.


Можно, конечно, собрать волю в кулак, и проскакивать кавалерийским галопом мимо всех садовых центров и витрин с семенами, но лучше делать осознанный выбор.
Поэтому я решила ограничить свои аппетиты и умерить «сажальный» пыл путём сокращения списка желаний. Какие же критерии я применяла к определению лишнего?


1. Зимостойкость.
Для определения зимостойкости пришлось перелопатить огромное количество литературы и определить тот круг растений, которые подходят для сибирских условий.
Вместе с моими единомышленниками мы составили список растений, пригодных для выращивания во 2-ой и 3-ей климатических зонах, и оформили его в книжку. Заказать книгу в электронном варианте

«МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ВАШЕГО САДА»

100 неприхотливых растений для 2-3 климатической зоны

МОЖНО ЗДЕСЬ


2. Малоуходность.
По причине сложностей с посадкой/выкопкой отказалась от георгинов, гладиолусов, тюльпанов, а также от большинства однолетников, выращиваемых через рассаду.

3. Особенности выращивания.
Меня не привлекают альпийские горки, рокарии и прочие россыпи камней, поэтому я спокойно отказалась от засухоустойчивой мелочи, растущей на щелочных почвах: камнеломки, гвоздики, молодила, низкорослые колокольчики и другие.
Большой водоём делать на своём участке я не планирую, значит водные и околоводные растения тоже смело можно вычеркнуть из списка желаний.

4. Беспроблемность.
Под этим словом я в первую очередь понимаю безопасность для детей, то есть всему ядовитому и колючему вход на мой участок закрыт. Вычёркиваем акониты, барбарисы, боярышник, волчеягодник и так далее.

5. Размер имеет значение.
На участке уже есть взрослые берёзы, ели, черёмухи, посажены молодые липы, рябины, пихта. Но также на участке имеется не маленький огород и достаточно большая лужайка для подвижных игр. Отсюда делаю вывод: деревья первой величины не покупаю ни при каком условии, иначе их придётся сажать посреди огорода или сокращать детскую лужайку.


6. Сокращение посадочных мест.
Из-за той же стройки пришлось отказаться от одной из трёх теплиц, поэтому в этом году посеяла не 100 корней помидоров, как обычно, а только 70.
В погребе до сих пор лежит около двух мешков моркови, значит в этом году в огороде будет на одну грядку меньше.

Ну вот, значительное количество растений вычеркнуто из списка моих желаний, стало как-то полегче дышать. Теперь спокойно можно обдумать, сколько же кустов сирени и роз мне удастся впихнуть на мой участок в этом году :)



------------------------------------------------------------------------------------
Читать ещё на тему: "Жизнь садовода"




Комментариев нет:

Отправить комментарий